ПОЧЕМУ «ОСТОРОЖНО!» — ПЛОХОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ РЕБЕНКУ

Поделиться с друзьями

Если играя на улице, наш ребенок полез на дерево, мы инстинктивно кричим ему: «Осторожно!» Мы делаем это, заботясь о безопасности ребенка— для того, чтобы обратить его внимание, что данное действие опасно и нужно быть внимательнее. Это же предостережение мы используем, если ребенок взял ножницы, пытается ехать не велосипеде и во многих других случаях.

Но дети не всегда понимают, что именно мы имеем в виду, призывая их быть осторожнее. Как именно нужно быть осторожнее? Как позаботиться о безопасности ребенка? На что обратить внимание? Чего остерегаться? Поэтому предостерегая их, важно говорить конкретнее.

В тему: Материнское слово

Тем более, чем чаще дети слышат слово «осторожнее», тем быстрее оно превратится для них в ничего на значащий фон и будет служить всего лишь сигналом, что родители здесь и волнуются. Тем самым не принося никакой пользы, а только повышая их тревожность. А это в свою очередь породит множество нерациональных страхов и установку, что опасность на каждом шагу, даже когда она не очевидна и не понятна, и бояться надо всего. На всякий случай.

Как позаботиться о безопасности ребенка, не травмируя его?

Нам кажется, что слыша слово «Осторожно!» ребенок точно знает, что от него требуется. Но это не так. Для того, чтобы ваше предостережение приобрело для ребенка смысл, наполните его деталями.

В тему: Как приучить ребенка к самостоятельности

Давайте ясные инструкции. Объясните, какое действие опасно, почему, и как избежать опасности. Назовите четко, какое действие опасно и почему. Предложите альтернативу. Возьмем самое банальное: вы просите ребенка идти шагом, а он предпочитает бегать. Не нагнетайте страха, описывая все ужасы и последствия падения. Лучше объясните, что ямки и кочки лучше оббегать, как правильно падать и как вставать после падения. Позвольте ребенку упасть пару раз на траве, на резиновом покрытии или на другой безопасной поверхности. Пусть он на опыте научиться принимать необходимые меры предосторожности.

Если ребенок старшего возраста лезет на дерево, объясните, что прежде, чем перенести вес тела на ветку, надо прощупать ее ногой. Вставать только на толстые ветки, за них же держаться. Ограничьте высоту, на которую можно залезть. Причем не общими фразами: «Только не высоко!», а конкретно указав на ветку, выше которой залезать рискованно.

В тему: Воспитание мальчиков 7-9 лет

Вы можете, конечно, использовать слово «Осторожно», но помните, что сразу вслед за ним требуются подробности: чего опасаться, как избежать опасности, а его не делать вообще.

Инструкции должны быть предельно четкими:
  • Когда играешь в эту игру, будь внимателен, не отвлекайся.
  • Во время игры старайтесь не задевать друг друга.
  • Держи меня за руку, чтобы не потеряться.
  • Пожалуйста, двигайся осторожно и медленно вдоль бортика.
  • Скажи своим друзьям, что тебе не нравится такая игра.
  • Если мяч выкатился на дорогу, не иди за ним. Попроси о помощи взрослых. и т. д.
В заключение

Расскажите детям, что падать — больно. Но если среда надежная, то есть о безопасности ребенка можно не беспокоиться, и вы рядом, позвольте ему падать. Это поможет ему приобрести нужные навыки. Некоторые навыки мы приобретаем только на опыте, но при этом постараемся сделать максимально безопасным процесс их приобретения. Выкрикивая «Осторожно!» без дальнейших подробностей, мы ничему не учим ребенка, только усиливаем его тревожность, внушая установку, что жизнь опасна и лучше ничего не делать вообще — так безопаснее. Дайте детям возможность пробовать самим, при это снабжая их инструкциями, что можно, чего нельзя, чего опасаться, как не делать. Так они вырастут разумными людьми без нелепых страхов, но четко представляющими, чего надо бояться и как избежать опасности.

по статье Шая Элиава

перевод Алены Шеко


Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *