страхи первоклассника

Трудности и страхи первоклассников

страхи первоклассников

Каждый представляет себе первое сентября так: счастливые детские глаза, веселый щебет и звенящие детские голоса. Но если всмотреться более внимательно, то становится понятно, что в детском потоке, который торопится на торжественную линейку, первоклассники отличаются не только маленьким ростом. Их лица сосредоточены, напряжены и слегка растеряны. Не имеет значения, как справляется первоклашка с огромным волнением: держится ли он испуганно за мамину руку или гордо идет чуть впереди. Без умолку болтает и смеется или даже не слышит, что говорит ему мама. Волнует его в этот момент только одно, что будет с ним, когда закроется дверь класса, и незнакомая тетя на какое-то время займет место его мамы, которая осталась где-то там, за стенами школы. Страхи  первоклассников — явление вполне понятное.

Первые дни в школе

Всем без исключения детям очень тяжело даются их первые дни в школе. Даже если они отлично справляются со своими новыми обязанностями школьника или, не замолкая, рассказывают про свою новую жизнь.

Попробуйте поставить себя на место первоклассника. Представьте, что нужно полностью поменять свою жизнь. Многие привычки должны быть забыты, привычная обстановка меняется на новую, непонятную и оттого немного страшную. Это новая среда, в которой постоянно даются сотни указаний, которые обязательно должны выполняться, причем не просто хорошо, а с каждым днем все лучше.

Как сесть за парту, как вставать, когда идти отвечать к доске, когда разрешено встать, когда нельзя разговаривать, куда класть свои вещи, чтобы их не потерять, как не потеряться в толпе на перемене, как найти свой класс, столовую, как не опоздать на урок, как хорошо учиться…

Продолжать этот список можно бесконечно, потому что школа контролирует почти все действия ума и тела ребенка.

с чем связаны страхи первоклассников?

• Страхи первоклассника связаны с новыми требованиями. Поведение ребенка в школе должно кардинальным образом измениться. Этого требует школа. Ребенку абсолютно неизвестно или непонятно, какого именно поведения от него ждут. Поэтому задача взрослых на подготовительном этапе — понятное объяснение базовых правил, которые должны им соблюдаться.

• Новые отношения — тоже причина страхов первоклассников. Ребенку теперь придется не только осваивать абсолютно новое помещение, но и взаимодействовать с новыми, незнакомыми лицами: одноклассниками, учительницей, школьным охранником, работниками столовой. Ему придется с ними общаться, и важно знать, как это делать.

• Боязнь ситуаций провалов и неудач. Не секрет, что многие дети очень хотят быть лучшими, первыми. Однако их мечты и надежды могут не сбыться, что будет иметь сложные последствия в дальнейшем. Напомните первокласснику, что у каждого человека есть право на ошибку. И меньше любить его от этого вы не станете.

Почему у первоклассника возникает Тревожность

• Тревожные дети часто бывают у тревожных родителей. Если просить ребенка быть увереннее в общении с учительницей, но самому в то же время теряться при разговоре с незнакомыми людьми, можно ждать того, что глядя на родителя, он будет следовать его примеру.

• Завышенные требования. Все хотят, чтобы их ребенок был лучшим и им можно было гордиться им. Но непреклонное правило принятия ребенка таким, какой он есть, никто не отменял. У него есть право не быть таким, как все, либо просто немного отставать от всех.

• Негативные события. Подумайте, не предшествовали ли какие-то печальные или трагические события поступлению в первый класс. Они также могут спровоцировать тревожность у ребенка. В это время очень важны поддержка и спокойная обстановка.

• Внутриличностный конфликт. Он может стать основной причиной тревожности у ребенка. Родители разрешают делать или не делать что-либо, а в школе — наоборот. Страхи первоклассников могут появляться и потому, что родители оспаривают действия учителя или школьные правила при нем. Получая противоречивые посылы, ребенок теряется и не знает, кого ему слушать.

• Ситуация внутри семьи. Бывает, что малыш отказывается идти на занятия из-за того, что дома остается заболевший член семьи. Первоклассник при этом действительно тревожен, потому что думает, что ему лучше остаться дома, а не быть в школе.

Как помочь первокласснику преодолеть страхи?

Признание страха.

Нужно позволить ребенку пережить его. Второй шаг — обсуждение страха с ребенком. Пусть он опишет его более подробно. Чтобы ребенок мог успешно и без последствий преодолеть определенные страхи школьной жизни, взрослому нужно изучить эти страхи детально.

поддерживайте разговор

с будущим первоклассником о школе, отвечая на все его вопросы по возможности более подробно, не ограничивайтесь односложными ответами, старайтесь не отмахиваться от разговоров. Ответы «Там все узнаешь (все расскажут)» отнюдь не помогут ребенку в поисках истины, а наоборот, могут спровоцировать тревожность, от которой очень сложно избавиться.

Ожидания

Помните, семилетний малыш всегда понимает, что, став первоклассником, он оказался в неравной игре. От него теперь ждут многого, и он боится не оправдать надежд и разрушить отношения с родителями. Поймите сами о объясните первокласснику, что отличная учеба и примерное поведение — это совсем не главная цель в жизни. Лет через 15-20 уже будет неважно, ровным ли был почерк у сына или дочери в первом классе. Но если любая его помарка вызывала приступы гнева и влекла за собой разлад внутри семьи, в будущем это может отразиться на успехах взрослого человека и его уверенности в себе.

станьте тихой гаванью для ребенка

В первые пару месяцев постарайтесь проводить с ребенком как можно больше времени. Школа для него сейчас — море в которое его бросили, едва научив плавать. Хорошо еще, если научили. Вы — его спасательный круг, тихая гавань. Время, проведенное с вами — возможность вспомнить, что он по-прежнему в безопасности, его по-прежнем любят, и это не изменится.

переизбыток информации

страхи первоклассника

Одна из причин стресса первоклассника в том, что на него обрушивается непривычно большой объем информации. Мозгу ребенка сложно адаптироваться к такому количеству изменений и информации сразу. А когда он приходит домой, очень часто он смотрит мультики или играет в игры. Родители думают, что это поможет ему справиться со стрессом. Но в процессе такой деятельности мозг ребенка не отдыхает. Он продолжает решать задачи — теперь уже в игре. Разгрузите мозг ребенка. Не давайте ему играть и не включайте мультик сразу после занятий. Лучше дайте возможность погулять, сходите погулять с ним сами, обсудите с ним приятные моменты сегодняшнего дня в школе.

Снизьте информационный шум для первоклассника. Выключите телевизор, помогите расслабиться. Каждый родитель знает, что помогает его ребенку расслабиться и снять стресс. Мой с моим сын после школы, например, любил, когда мы включали музыку и устраивали спонтанные танцы — просто беспорядочно двигались под музыку — его это смешило и помогало снять стресс.

Расслабьтесь сами

Помните: если вы хотите избавить своего первоклассника от страхов и тревожности, расслабьтесь сами. Дайте ребенку понять, что вы любите его любым, независимо от оценок и успехов в школе.

А ЗДЕСЬ можно узнать, как мотивировать ребенка к учебе.опубликовано http://behappykid.ru.

Рекомендуем посмотреть видео психолога Елены Абдрашитовой про страхи первоклассников:

 

Поделиться с друзьями

13 комментариев

  • С ужасом вспоминаю как мой сын шел в первый класс. Это было испытание не только для него, но и для нас, родителей. Спасибо за полезную информацию)).

  • А у нас только начинаются испытания — вторая неделя пошла! Один из страхов — вдруг меня спросят о том чего я не знаю.

    • И у моего — вторая. ) И страхи похожие. И вопросы такие же. ) Я ему на это отвечаю: «Нет ни одного человека, который знает все. Каждый человек чего-нибудь да не знает. Если ты будешь выполнять задания, то скорее всего будешь знать ответ. И это будет приятно. Но даже если на каком-то занятии не сможешь ответить, я тебя за это не разлюблю, конечно». И сама не стесняюсь иногда признаваться, что чего-то не знаю. Так у ребенка формируется понимание, что чего-то не знать — это нормально.

  • Все зависит как подготовишь ребенка к этому событию, мы пережили с обоими детьми очень хорошо, без страхов и стрессов, нужно с детьми больше общаться, разговаривать.

  • Не знаю, у меня как-то все легко и просто получилось. Ребенок очень коммуникабельный и не знает что такое стеснение. Большой коллектив детей его очень обрадовал. Но я с ужасом думаю о школе, потому что учится он не очень, в основном учусь за него я) А мне это уже надоело просто

  • Какая классная статья! Мне кажется, подходит для любого случая, когда отправляешь ребёнка в коллектив.

    • Катя, поясните, пожалуйста, что именно вы не поняли, и я постараюсь объяснить.

  • Из этих цифр видно, что после поступления в школу общее количество страхов у каждого ребенка резко увеличилось, но новых видов детских страхов почти не появилось. Если у опрошенных старших дошкольников 5-7 лет зафиксированы 28 видов страхов, то у опрошенных первоклассников — 30 видов страхов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *